Максим Горький. Мать

Другие цитаты по теме

Ощущение, будто в груди сверлят огромную дыру, вырезают жизненно важные органы, оставляя глубокие раны, края которых потом долго пульсируют и кровоточат. Естественно, холодным рассудком я понимала: с лёгкими всё в порядке, однако хватала ртом воздух, а голова кружилась, будто отчаянные попытки ни к чему не приводили. Сердце, наверное, тоже билось нормально, но пульса я не ощущала, а руки посинели от холода. Свернувшись калачиком, я обхватила колени руками, казалось, так меня не разорвёт от боли.

Когда человек страдает, сквозь изгибы тела все явственнее начинает проступать душа.

Душа страдает куда тяжелее, чем тело. Просто тело громче кричит о своей боли.

Я лежу вытянувшись, неподвижно; я вижу только пустоту, я двигаюсь в пустоте. Я не ощущаю даже боли. Всё поглощается отравленным сомнением моей души. Душа эта подобна Мёртвому морю, через которое не может перелететь птица.

Боль и радость всегда идут рука об руку. В жизни нельзя без боли. И единственный выход — «подружиться», смириться с ней, «проглотить» то, чего не исправить. Понять, что впереди — путь твоего отца, деда, матери, бабушки, всего рода человеческого, путь миллионов. Всё страдали, и я страдаю и буду страдать. Важно только, с каким результатом, что получится из наших страданий. Важно, чтобы страдания были не напрасны, а полезны для души. А просто плакать от боли — это тупик. Страдание должно приводить к чему-то прекрасному, к любви и близости с окружающими.

Не я разбил твое сердце — его разбила ты, и, разбив его, разбила и мое.

Самые тяжкие страдания незаметны — рыдания в углу, разрывание на себе одежды. Нет, хуже всего, когда твоя душа плачет, и что бы ты ни делал, её невозможно утешить. Её часть чахнет и становится шрамом на той части твоей души, что выжила.

Моё сердце разрывается на куски.

Я сумела тебя простить.

Мои ритмы возвращаются вспять.

Я сумела тебя понять.

Моя боль выходит вовне.

Я учусь себя как-то беречь.

Я учусь с собой как-то жить,

Чтобы быть.

Чтобы быть.

Чтобы быть.

Понимаю: мой шрам в душе

Говорит «Научись любить».

Она сама нарочно растравляет свою рану, чувствуя в этом какую-то потребность, — потребность отчаяния, страданий...