Звездные воспоминания (Stardust Memories)

Я лечил его. Он был сложным пациентом. Он видел реальность слишком ясно. Неисправный механизм отрицания, не сумевший заблокировать ужасные истины существования. В конце концов, его неспособность оттолкнуть ужасные факты «бытия в мире» сделала его жизнь бессмысленной, или, как сказал один великий голливудский продюсер: «Слишком много реальности — это не то, чего хотят люди». Сэнди Бейтс страдал депрессией, характерной для многих художников в среднем возрасте. В моей последней статье для «Психоаналитического журнала» я назвал ее «меланхолия Озимандии» [Ozymandias Melancholia].

Другие цитаты по теме

— Увяли жены, умерли, не дождались мужей.

— А где мужья их, где их столько носит?

— С врагами воевать ушли давно все.

— И где враги со своей грозной ратью?

— Там, за рекой, где раньше жили наши братья.

— И где теперь они? Что стало с братьями?

— Братья нам стали врагами заклятыми.

— Но где причина, чтобы идти на погибель?

— Те, кто это помнят, давно в могилах.

L'absurdité grandit comme une fleur fatale

Dans le terreau des sens, des coeurs et des cerveaux;

En vain tonnent, là-bas, les prodiges nouveaux;

Nous, nous restons croupir dans la raison natale.

День был словно присыпан пеплом. Любимые привычки казались пошлыми и никчемными, традиции – бессмысленными. Будто буря в подсознании отменила все системы координат и привычные оценки. Появилось непонятное беспокойство, с которым леди Кинсли не могла справиться.

— Кто автор?

— Какой-то Пикассо.

— «Какой-то Пикассо»... он ничего не будет стоить, поверь мне.

Не знаю отчего,

Я так мечтал

На поезде поехать.

Вот — с поезда сошёл,

И некуда идти.

– Гретхен спросила Фауста, что есть религия. «Wie hast du’s mit der Religion?» Вопрос наивной женщины, которая хочет постичь смысл явления, стал одним из великих вопросов философии. Именно о том, что слова – всего лишь весьма ограниченная условность. Их безусловность лишь в том, что они всегда ограничивают смысл явления.

Друг мой, Пигмалион — художник,

Он себе Галатею сделал -

Грудь и бедра с матовой кожей,

Дышат жизнью детали тела.

Он влюбился в творенье это,

Позабыв про возраст и сроки...

У творений вечное лето,

А состарился он одиноким.

Если много раз повторить одно и то же слово, то останется только звук, утративший смысл.

Я искал во всех знаниях и не только не нашёл, но убедился, что все те, которые так же, как и я, искали в знании, точно так же ничего не нашли. И не только не нашли, но ясно признали, что то самое, что приводило меня в отчаяние — бессмыслица жизни, — есть единственное несомненное знание, доступное человеку.

— Что мне делать?

— Ничего...

— Понимаешь, если бы можно было остаток жизни прожить как-нибудь по-новому. Проснуться бы в одно прекрасное утро и вдруг почувствовать, что ты начал жить по-новому. Что всё прошлое забыто. Начать снова... Подскажи мне, как начать... с чего начать? Подскажи!

— Э, ну тебя! Какая ещё там новая жизнь! Наше положение, твоё и моё, безнадежно.

— Положим, я проживу до шестидесяти, то остается тринадцать. Много! Как я проживу эти тринадцать лет?