Александр Герцен. Былое и думы

Этим людям, занятым службой, ажиотажем, семейными ссорами, картами, орденами, лошадьми, — Р. Оуэн проповедовал другое употребление сил и указывал им на нелепость их жизни. Убедить их он не мог, а озлобил их и опрокинул на себя всю нетерпимость непонимания. Один разум долготерпелив и милосерд, потому что он понимает.

0.00

Другие цитаты по теме

Мы для утешения себя, хотим другой Европы и верим в нее так, как христиане верят в рай.

Жизнь богата тканями, ей никогда не бывают нужны старые платья.

По-моему, служить связью, центром целого круга людей — огромное дело, особенно в обществе разобщенном и скованном.

Все мы беспощадны и всего беспощаднее, когда мы правы.

Нагляделся я на семейные картины; стыдиться-то тут некого, люди тут нараспашку, без церемонии. Homo sapiens — какой sapiens, к черту! — ferus, зверь, самый дикий, в своей берлоге кроток, а человек в берлоге-то своей и делается хуже зверя…

... мещане-генералы, мещане-министры, мещане-банкиры кутят, наживают миллионы, теряют миллионы... [им нужны] тяжелые оргии, бесцветное богатство, в котором золото... вытесняет искусство, лоретка — даму, биржевой игрок — литератора.

Сплетни — отдых разговора, его десерт, его соя, одни идеалисты и абстрактные люди не любят сплетней...

Просто непонятно, зачем людям даются такие силы и стремления, которых некуда употребить. Всякий зверь ловко приспособлен природой к известной форме жизни. А человек... не ошибка ли тут какая-нибудь? Просто сердцу и уму противно согласиться в возможности того, чтобы прекрасные силы и стремления давались людям для того, чтобы они разъедали их собственную грудь.

Человеку необходимы внешние раздражения; ему нужна газета, которая бы всякий день приводила его в соприкосновение со всем миром, ему нужен журнал, который бы передавал важное движение современной мысли, ему нужна беседа, нужен театр, — разумеется, от всего этого можно отвыкнуть, покажется, будто все это и не нужно, потом сделается в самом деле совершенно не нужно, то есть в то время, как сам этот человек уже сделался совершенно не нужен.